УВЛЕЧЁННЫЙ ТЕАТРОМ

О работе с Петром Федченко рассказывает заслуженная артистка РФ Алевтина Петровна Серебрякова:

«Сейчас Петру Ивановичу Федченко исполнилось бы 100 лет. Кому-то удаётся дожить до этой святой даты, кому-то на дела земные отпущено меньше времени. Но важно, что и как ты успеешь сделать, кем ты станешь для близких, родных, окружающих.
Каким было поколение Петра Ивановича? Все они были разными, со своими характерами, суждениями, взглядами. Но каждый был интересен по-своему - в жизни и на сцене. Их объединяла любовь к театру, преданность театру, бескорыстие!
Неоднократно становилась невольным свидетелем споров наставников о молодых актёрах: надо нас хвалить или нет? Как делать, чтобы не перестали работать над собой, чтобы рост не прекратился? Чтобы театр процветал, вёл за собой, чтобы городу был интересен, необходим? Подобные беседы велись без пафоса, без кликушества, без права на истину в последней инстанции. Это были поиск, жизнь, любовь!
А для меня, моих ощущений это был надёжный тыл, оплот, опора… Их замечания всегда были доброжелательными, родительскими. Как они чувствовали, когда нужна их поддержка, чтобы не отчаяться, не разувериться?
Пётр Иванович, конечно же, был лидером. При этом я ни разу не слышала, чтобы он возвысил голос на кого-то, не видела в нём высокомерия. Как они с Николаем Георгиевичем Хлебниковым подшучивали и смеялись друг над другом! Николай Георгиевич ему говорил в спорах: «Молчи, сопляк, я старше тебя на … часа. Пока ты родился, я уже сколько пеленок обоссал…»
У Петра Ивановича было плохое зрение. Вы знаете лестницу возле почтамта? Николай Георгиевич спускался по ней впереди, лестница заканчивалась, и он постепенно начинал приседать. Петр Иванович, думая, что ступеньки не кончились, пытался нащупать ногами следующую, а потом вдруг до него доходило, что это Колин розыгрыш. Как же они заразительно смеялись в эти минуты!!!
Я, молодая актриса, приехала в Прокопьевск в сентябре 1976-го, влилась в коллектив вынужденно быстро, так как были обязательные осенние гастроли по области. Меня авралом ввели в сказку и в вечерний спектакль. По утрам часто выезжали со сказкой по окрестным посёлкам. И в такую рань всегда выходил из гостиницы Пётр Иванович. Зачем? Он шёл в киоск за свежей прессой. Дальше - на рынок за фруктами для любимой доченьки, обожаемой жены – и так каждый день, так всю жизнь! Необходимостью чувствовать пульс страны и проявлением любви к семье объяснялись эти ранние прогулки. Завидный муж, отец, о каком мечтает каждая женщина: взгляд, жесты, выдавали эту его безмерную любовь. Он оберегал покой семьи: дочь Алёнушка – свет в окошке, бриллиант, сокровище, а супругу, Людмилу Ивановну, не позволял тревожить телефонными звонками, если она отдыхала. Хлебосольный, гостеприимный, обязательно звал к столу, если забежишь к ним даже на минутку.
Первая моя серьёзная работа в Прокопьевском Ленкоме связана с Петром Ивановичем. В спектакле по пьесе Василия Белова «Над светлой водой» Федченко исполнял роль отца, а я – соответственно – дочери. Как интересно: вроде, ничего особенного не делает, а игра его пронимает до слёз, сердце бьётся, совесть просыпается – всё по-настоящему, а ведь мы на сцене! Глаза, скупые жесты – вот это да!!! И так - во всех спектаклях - Пётр Иванович оставался собой, но по-разному смотрел, говорил, ходил, брал в руки реквизит – полное перевоплощение! Мастер – этим всё сказано!
Ещё запомнилась работа над спектаклем «Четыре допроса под портретом Сталина», Пётр Иванович ставил его как режиссёр. Что-то Федченко узнал от своих родителей, добавил свои наблюдения из жизни при Сталине – репрессии, доносы, ужас. Но при этом ужасе - и неутомимая, всепоглощающая вера в своё дело, в страну, в людей, в светлое будущее. Работа над ролью давалась мне тяжко, я боялась не раскрыть до конца свою героиню. И «понеслась» в пафос! Одной фразой Пётр Иванович помог мне: «Ищи в ней человека, женщину. Ищи мотивацию её поступков. Изучай партнёра. Думай, как на него повлиять…» И дело пошло!
Когда готовили спектакль «Проделки Скапена» по пьесе Мольера, я пришла на примерку костюма, а швеи как раз обсуждали костюм Петра Ивановича. С такой любовью и старанием они его мастерили, говоря, что костюм для Федченко должен быть лучше всех. И очень жалели Петра Ивановича в тот момент, ведь он сильно болел. Вот так его любили все, ценили, уважали. Его не стало, и я почувствовала себя сиротой. И театр - тоже!»

 
По теме
Пётр Федченко: «Самым главным в человеке и актёре считаю уверенную индивидуальность, целеустремлённость.
 В кемеровской школе №74 состоялась церемония вручения сертификатов учащимся, завершившим обучение в Центре военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания «ВОИН».
Нажмите для просмотра в полном размере... - Тяжинский район С приходом теплых весенних дней на улицах активно тает снег, а на водоемах начинает таять лед.
Тяжинский район
Нажмите для просмотра в полном размере... - Тяжинский район В регионе настает период активного таяния снега, высыхание верхнего слоя почвы со всей, находящейся на ней растительностью, а это значит, что приближается пожароопасный сезон.
Тяжинский район
Кузбасский суд обязал наркозависимого сибиряка пройти лечение в наркологическом стационаре - ИА Новости Кузбасса Медицинская экспертиза, проведённая в рамках расследования уголовного дела, выявила у 33-летнего жителя Мариинска синдром зависимости от каннабиноидов 1-й стадии, а также синдром зависимости от алкоголя 2-й стадии.
ИА Новости Кузбасса